Каталог статей и схем
Цитата из поста Г.Шульгина, RZ3CC, на одном из форумов в интернете: «Мое мнение - радио прекрасное, но... Обязательно нужно запустить вентилятор и на прием. Я подключаю его через диод и резистор 100 Ом. Диод припаиваю "анодом" к 1 и 2 ножкам разъема J2004, SMD резистор к 1 и 2 ножкам разъема вентилятора J2403, затем свободные концы соединяю перемычкой…». Подобные доработки есть и на других сайтах в интернете, например в обширном материале RA9WOY «Мой ICOM IC-7000»… Да, действительно. Став обладателем этого трансивера я убедился в том, что, как писали на форумах некоторые радиолюбители, сей прекрасный аппарат «греется как маленькая электрическая плитка»… Причем при работе на прием. А в режиме передачи включался вентилятор и температура корпуса трансивера приходила в более-менее приличный (по ощущением ладони) интервал - чуть теплый. Конечно, судя по всему конструкторы фирмы-производителя Icom, применяя качественные материалы (радиодетали) при сборке трансивера не посчитали нужным что-либо менять или предпринимать какие то дополнительные меры по охлаждению трансивера… Ведь на тех же импортных электролитах указан рабочий диапазон температур от 80-90 до 105-110 градусов С. Уж до такой температуры трансивер точно не нагревается… Но все-таки, непривычно как то - «привыкли руки к топорам…», как в песне поется… По началу (в период гарантии) я поступал так же, как и многие другие владельцы IC-7000: на прорези в корпусе над вентилятором устанавливался малогабаритный и малошумящий вентилятор, применяемый на платах звуковых или видеокарт компьютеров. Его питание осуществлялось от внешнего источника и равнялось несколько меньше номинального (6 - 9 В). Проблемы с перегревом исчезли вовсе. Но внешний вид TRX с лежащим на его верхней крышке уродливым «дующим горбуном» портили настроение… Дождавшись конца гарантии, я решил исправить положение. К тому времени конференции на форумах в интернете по теме IC-7000 по числу страниц достигали нескольких десятков, а число постов стремительно приближалось к пятой сотне. Пришлось изучать «форумную теорию», выискивая все о температурном режиме IC-7000, пока не нашел пост авторитетного радиолюбителя Г.Шульгина (см. цитату с его поста на форуме вначале статьи). Стало ясно, что в трансивере надо найти всего два разъема, а дальше - дело техники, как говорится. Посидев вечер за изучением мануалов, скачанных из интернета, разобрался, как работает регулируемый транзистор, который открывается подачей напряжения от термодатчика. Сам вентилятор подключен к разъему J2403 (контакт 1), а питающее его напряжение можно взять с расположенного рядом на плате другого разъема J2004 (контакты 1, 2) через резистор и диод, как и рекомендовал Г.Шульгин. Все гениальное - просто… Далее определился, где эти разъемы находятся (на какой плате TRX и где она размещена). Конечно, я ожидал иметь дело с миниатюрными деталями и микропайкой… Но сняв верхнюю, а затем и нижнюю крышки трансивера, я был «приятно» удивлен увиденным плотным монтажом и двухсторонним расположением печатных проводников. Кроме того, плата с указанными разъемами располагалась вторым этажом считая снизу - доступ к местам подпайки возможен, только если снять предыдущую плату. Да-а, «такой хоккей нам не нужен!» (извините, монтаж). То есть, с моим зрением и опытом паяния схем на «толстых» проводах с задачей не справиться… Да и паяльной станции нет под рукой… Уж не говорю о боязни что нибудь повредить в дорогостоящем аппарате - не каждый день вскрываешь подобные. Свежая мысль родилась по ходу моих раздумий. Почему обязательно напряжение питания нужно брать с указанного разъема? А идущие к другому разъему проводники от вентилятора - вот они, раздельные и рядом с куллером - свободный доступ. После отсоединения съемной передней панели трансивера на голой передней панели ниже вентилятора случайно нашел заклеенное крышечкой окошечко с надписью FUSE, а под ней и сам предохранитель, (похожий на автомобильный), судя по надписи - на 5 А (фото.1). Вот откуда взять питание для постоянной работы куллера! Фото.1 Доступ к контактам предохранителя закрыт держателями и его пластмассовым телом. Пришлось его извлечь, удалить с угла корпуса предохранителя небольшое количество пластмассы, и таким образом добраться до контакта. Далее к оголенному участку контакта были подпаяны последовательно сопротивление и диод. Результат работы показан на фото. 2 и 3. Фото.2, 3 Потом тонким проводником МГТФ через отверстие в шасси катод диода соединен с заранее оголенным красным (+) проводком питания вентилятора (фото 4). Фото.4 Крепление и изоляция места пайки проведено каплей клея 88НН. Эта процедура не обязательна - среди подводящих кабелей и резинового обрамления куллера маленькое место подпайки достаточно надежно фиксировано и изолировано и так. Все! Предохранитель с «довесками» аккуратно вставляем в отсек FUSE, чтобы резистор и диод не касались металлической стенки отсека (фото.5), закрываем крышечку, привинчиваем верхнюю крышку трансивера, устанавливаем съемную переднюю панель. Фото.5 Перед всеми описанными проведенными процедурами я выбрал приемлемый диод, предварительно замерив ток в цепи питания куллера. При максимальных оборотах он составил около 50 - 60 мА. С максимально допустимым выпрямленным током (100 мА) и максимально допустимым обратным напряжением 30 (50) В под рукой оказались диоды КД522А (Б). Для падения напряжения питания куллера до 6 - 9 В (его можно подобрать резистором номиналом 100-150 Ом) рассеиваемая мощность на резисторе не превышает 0,5 В.А, чем и обусловлен выбор его типа - МЛТ-0,5. Проведенной переделки оказалось достаточно для работы трансивера IC-7000 в нормальном тепловом режиме, что обеспечивается достаточным потоком воздуха от штатного вентилятора. В.Кононенко, RA0CCN. | |
| |
Просмотров: 8327 | Комментарии: 5 | |
Всего комментариев: 4 | |||||||||
|