Каталог статей и схем


Как я охлаждал IC-7000
Цитата из поста Г.Шульгина, RZ3CC, на одном из форумов в интернете: «Мое мнение - радио прекрасное, но... Обязательно нужно запустить вентилятор и на прием. Я подключаю его через диод и резистор 100 Ом. Диод припаиваю "анодом" к 1 и 2 ножкам разъема J2004, SMD резистор к 1 и 2 ножкам разъема вентилятора J2403,  затем свободные концы соединяю перемычкой…».
 
Подобные доработки есть и на других сайтах в интернете, например в обширном материале RA9WOY «Мой ICOM IC-7000»…
 

Да, действительно. Став обладателем этого трансивера я убедился в том, что, как писали на форумах некоторые радиолюбители, сей прекрасный аппарат «греется как маленькая электрическая плитка»… Причем при работе на прием. А в режиме передачи включался вентилятор и температура корпуса трансивера приходила в более-менее приличный (по ощущением ладони) интервал - чуть теплый.

Конечно, судя по всему конструкторы фирмы-производителя Icom, применяя качественные материалы (радиодетали) при сборке трансивера не посчитали нужным что-либо менять или предпринимать какие то дополнительные меры по охлаждению трансивера… Ведь на тех же импортных электролитах указан рабочий диапазон температур от 80-90 до 105-110 градусов С. Уж до такой температуры трансивер точно не нагревается…

Но все-таки, непривычно как то - «привыкли руки к топорам…», как в песне поется…
 

По началу (в период гарантии) я поступал так же, как и многие другие владельцы IC-7000: на прорези в корпусе над вентилятором устанавливался малогабаритный и малошумящий вентилятор, применяемый на платах звуковых или видеокарт компьютеров. Его питание осуществлялось от внешнего источника и равнялось несколько меньше номинального (6 - 9 В). Проблемы с перегревом исчезли вовсе. Но внешний вид TRX с лежащим на его верхней крышке уродливым «дующим горбуном» портили настроение…

Дождавшись конца гарантии, я решил исправить положение. К тому времени конференции на форумах в интернете по теме IC-7000 по числу страниц достигали нескольких десятков, а число постов стремительно приближалось к пятой сотне.
 
Пришлось изучать «форумную теорию», выискивая все о температурном режиме IC-7000, пока не нашел пост авторитетного  радиолюбителя Г.Шульгина (см. цитату с его поста на форуме вначале статьи). Стало ясно, что в трансивере надо найти всего два разъема, а дальше  - дело техники, как говорится.
 
 Посидев вечер за изучением мануалов, скачанных из интернета, разобрался, как работает регулируемый транзистор, который открывается подачей напряжения от термодатчика. Сам вентилятор подключен к разъему J2403 (контакт 1), а питающее его напряжение можно взять с расположенного рядом на плате другого разъема J2004 (контакты 1, 2) через резистор и диод, как и рекомендовал Г.Шульгин. Все гениальное - просто…
 
 Далее определился, где эти разъемы находятся (на какой плате TRX и где она размещена). Конечно, я ожидал иметь дело с миниатюрными деталями и микропайкой… Но сняв верхнюю, а затем и нижнюю крышки трансивера, я был «приятно» удивлен увиденным плотным монтажом и двухсторонним расположением печатных проводников. Кроме того, плата с указанными разъемами располагалась вторым этажом считая снизу - доступ к местам подпайки возможен, только если снять предыдущую плату. Да-а, «такой хоккей нам не нужен!» (извините, монтаж). То есть, с моим зрением и опытом паяния схем на «толстых» проводах с задачей не справиться… Да и паяльной станции нет под рукой… Уж не говорю о боязни что нибудь повредить в дорогостоящем аппарате - не каждый день вскрываешь подобные.
 
Свежая мысль родилась по ходу моих раздумий. Почему обязательно напряжение питания нужно брать с указанного разъема? А идущие к другому разъему проводники от вентилятора - вот они, раздельные и рядом с куллером - свободный доступ.
 

После отсоединения съемной передней панели трансивера на голой передней панели ниже вентилятора случайно нашел заклеенное крышечкой окошечко с надписью FUSE, а под ней и сам предохранитель, (похожий на автомобильный), судя по надписи - на 5 А (фото.1). Вот откуда взять питание для постоянной работы куллера!

Фото.1

 

 Доступ к контактам предохранителя закрыт держателями и его пластмассовым телом. Пришлось его извлечь, удалить с угла корпуса предохранителя небольшое количество пластмассы, и таким образом добраться до контакта. Далее к оголенному участку контакта были подпаяны последовательно сопротивление и диод. Результат работы показан на фото. 2 и 3.

 

 

Фото.2, 3

 

 Потом тонким проводником МГТФ через отверстие в шасси катод диода соединен с заранее оголенным красным (+) проводком питания вентилятора (фото 4).
 

 

Фото.4

 

 Крепление и изоляция места пайки проведено каплей клея 88НН. Эта процедура не обязательна - среди подводящих кабелей и резинового обрамления куллера маленькое место подпайки достаточно надежно фиксировано и изолировано и так. Все!

 Предохранитель с «довесками» аккуратно вставляем в отсек FUSE, чтобы резистор и диод не касались металлической стенки отсека (фото.5), закрываем крышечку, привинчиваем верхнюю крышку трансивера, устанавливаем съемную переднюю панель.

 

Фото.5

 

Перед всеми описанными проведенными процедурами я выбрал приемлемый диод, предварительно замерив ток в цепи питания куллера. При максимальных оборотах он составил около 50 - 60 мА. С максимально допустимым выпрямленным током (100 мА)   и максимально допустимым обратным  напряжением 30 (50) В под рукой оказались диоды КД522А (Б).
 

Для падения напряжения питания куллера до 6 - 9 В (его можно подобрать резистором номиналом 100-150 Ом)  рассеиваемая мощность на резисторе не превышает 0,5 В.А, чем и обусловлен выбор его типа - МЛТ-0,5.

Проведенной переделки оказалось достаточно для работы трансивера IC-7000 в нормальном тепловом режиме, что обеспечивается достаточным потоком воздуха от штатного вентилятора.

 

В.Кононенко, RA0CCN.

Категория: Промышленные | Добавил: ra0ccn (26.12.2008) | Автор: В.Кононенко E
Просмотров: 8327 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 4
4   [Материал]
То, что касается данного аппарата, я не могу говорить. Судя по его данным - весьма неплохой для мобильных историй!!!!.....
Я использую старенький FT857 для походных нужд. Я о нем не ожидал что-то весомого. Малютка - есть малютка!
По поводу ОБДУВА, я согласен! И еще, - можно сделать задержку выключения вентилятра(ов) после ТЯЖЕЛЫХ РЕЖИМОВ!
Но как? Я пока не знаю! Может выдрать температурный датчик с РС и привязать к куллерам трансивера!. А то, в режимах SSTV сильно нагревается!
Ано тому и быть! Что нового?
С уважением Николай (de UA3ECF)

3   [Материал]
А я и не "конкурирую" ;-)))))
просто мне кажется, что проще некуда - все сверху и легко доступно :-)
А вообще, я рад, что люди не копируют тупо чужие решения, а даже в мелочах пытаются найти свои!
Удачи!

2   [Материал]
Так в этой статье и пишется о "варианте без подъема плат"... И это совсем не кампилляция, а новая "доработка", если можно так выразиться. Более того, автор дает ссылку на материал Виталия, RA9WOY...Т.е. рассматривает его не как "конкурента", а как "классика жанра".
Считаю, что чем больше вариантов, тем лучше. И каждый имеет право на жизнь.

1   [Материал]
Выкладывая свой вариант доработки вентилятора в ic7000, основная задача была сделать это как можно проще и без подъёма плат. Как раз в моём варианте http://ra9woy.qrz.ru/ic7000.htm для доработки достаточно только снять верхнюю крышку, и все будет доступно!
:-)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]